Хотя развод
родителей - серьезная травма для детей, она не обязательно разрушит навеки их
душевное и физическое здоровье. 80% людей, получивших психологическую травму,
выходят из ситуации без последствий, и только 20% нуждаются в помощи специалистов.
Постараемся, чтобы наши дети оказались среди большинства: поучимся разводу у
идеальных родителей.
Как сообщить ребенку о том, что его
родители больше не будут жить вместе? Лучше поручить это тому, кто ребенку
эмоционально ближе. Не хотелось бы, чтобы столь тяжелый разговор совпал с
болезнью или экзаменами, или привыканием к школе...
Родители, занятые в момент развода
собой, не всегда понимают, как страдает ребенок. Внешне его переживания не
обязательно будут выражаться в слезах. Скорее, усилятся индивидуальные
особенности характера: агрессивный станет еще драчливее, робкий - еще пугливее.
Главное чувство, которое охватывает в это время ребенка-страх: а вдруг и в его
жизни вслед за папой исчезнет и мама, а вдруг мама, как папу, бросит и его?
Другая обычная реакция - ребенок
начинает вести себя как маленький: например, шестилетка требует, чтобы его
укачивали перед сном на руках, помогали одеваться, лепечет и картавит, как в
раннем детстве, просыпается в мокрой постели...
Подростки поражают окружающих
демонстративными выходками: убегают из дома, перестают учиться, ведут себя
вызывающе... Иногда, жалея маму, дома держатся тихо, зато отыгрываются на
учителях и чужих людях. Это сигнал SOS: "Мне плохо, я боюсь, не знаю, как
жить дальше... "
Маленькие девочки после ухода отца часто
привязываются к бабушкам и дедушкам. Маленькие мальчики страдают сильнее: он
цепляются за маму, и обвиняют ее в том, что она выгнала папу (независимо от
того, как было на самом деле), теряют контроль над собой, конфликтуют с членами
семьи.
Постарайтесь, чтобы жизнь ребенка как
можно меньше изменилась: он остался бы жить в том же доме, учился бы в той же
школе. А маме не стоит доказывать ребенку, что его отец плохой, как и все
мужчины вообще. Подобные убеждения создают детям массу комплексов: мальчик не
может понять, как же ему-то вырасти хорошим, а девочка не может представить, за
что мужчину можно полюбить.
Очень важно не мешать общению ребенка с
"ушедшей стороной " и не создавать у него чувства вины за это
общение. Никаких ироничных замечаний в адрес бывшего мужа, никакого равнодушия
к его жизни, ребенок не должен считать, что свидания с отцом означают отказ от
матери и наоборот.
Не надо ограждать ребенка от встреч с
родственниками по другой линии - чем многочисленней родня, тем увереннее он
будет себя чувствовать в жизни.
Конечно, мама может считать, что о папе,
какой им достался, нечего жалеть: безответственный, ни денег от него, ни
заботы. Но ребенок видит папу другими глазами: он всемогущий защитник, опора.
Даже безответственность оборачиваются для ребенка достоинствами: папа веселый и
не строгий.
Без отца тяжелее приходится мальчикам:
мамы с ними излишне строги, больше им запрещают, чаще наказывают. И в будущем
эти мальчики нередко ставят себе в жизни низкие планки и не стремятся добиться
многого.
С дочками, как показывают исследования,
обиженные мамы, наоборот, обращаются бережнее, реже наказывают и порицают. Но
отсутствие отца осложняет будущую личную жизнь девочки. Ведь он - мужчина №1.
Выбирая в дальнейшем спутника жизни, девочка будет бессознательно сравнивать
его с отцом и искать похожего или наоборот. А когда нет точки отсчета, как сделать
выбор?
Американские психологи наблюдали за
поведением девушек, выросших без отца. С женщинами эти девушки общались так же,
как ровесницы из полных семей.
Потому что обиженная мама бессознательно
стремится навязать дочери отрицательное отношение к отцу, а это вызывает
обратную реакцию, и девушка начинает вести себя с мужчинами слишком раскованно.
Однако компенсировать свое отсутствие
игрушками и карманными деньгами - напрасный труд. Ребенку нужны общение и
уверенность в том, что папа его любит. Не хорошо, когда мама, с которой ребенок
живет, только воспитывает и требует, а папа - лишь доставляет удовольствие.
Надо, чтобы и папа участвовал в
воспитании: когда-то хвалил, а когда-то и журил. Многочисленные исследования,
проведенные на Западе, показали, что если разведенные родители в равной степени
занимаются детьми, дети практически не имеют особенностей, свойственных мальчикам
и девочкам из неполных семей.
В данной статье были использованы рекомендации кандидата психологических
наук, доцент факультета психологического консультирования МГППУ М. С.
Радионовой.