МБОУ "Бежаницкая средняя школа"                                           Среда, 03.07.2024, 08:49
Главная | Регистрация | Вход
Адрес: 182840 Псковская область, п. Бежаницы, ул.Лары Михеенко, д.19    
Email: org48@pskovedu.ru      Телефон/факс: 8-811-41-2-18-95
Доброго времени суток, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на странице официального сайта МБОУ "Бежаницкая средняя  школа"!
 
 
Мы в Контакте

Мы вКонтакте

Меню сайта
Категории раздела
БОС [4]
Упражнения [4]
Технологии КРО [1]
Родителям [21]
Besucherzahler single russian girls seeking serious relationship with men from USA
счетчик посещений
Главная » Файлы » Страница психолога » Родителям

Психологи – детям, психологи – о детях
[ ] 13.01.2013, 10:34

Психологи – детям, психологи – о детях

 

                                                              «Корзина грецких орехов»

           

«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справиться со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.

            «Корзина грецких орехов» – это разговор о том, что заботит родителей, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех.   

            Канун первого учебного года – важный этап в жизни ребенка и его родителей. Ведь нужно не только своевременно выбрать учебное заведение, обеспечить ребенка всем необходимым – следует позаботиться и о его психологическом настрое на предстоящую учебную деятельность, а при необходимости и обратиться к специалистам, которые могли бы выявить и устранить тот или иной недостаток в развитии дошкольника.

            Поэтому забот и волнений хватает у всех. В основном заботы эти приятны, но иногда порождают у взрослых необоснованную тревогу. В «Корзине грецких орехов» собраны и представлены типичные вопросы и ситуации, с которыми приходится сталкиваться родителям будущих первоклассников. Читая ее, Вы найдете информацию, которая поможет Вам и Вашим детям не только с толком использовать оставшееся до начала учебного года время, но и избавит от лишних волнений и тревог.


                                       Как наиболее продуктивно использовать последнее

                                                    "вольное" лето ребенка перед школой?

 

         Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса.

     Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.
    

 Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

·       Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

·       Их длительность не должна превышать 35 минут.

·       Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

·       Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

     Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

     Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа  "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

     Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

     Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

     И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

 

                       Что особенно важно помнить родителям будущего первоклассника?

 

1.     Толпа. Ребенок может ужаснуться, увидев впервые скопление людей перед школой. Даже если он бывал на праздничных гуляньях, в театре, цирке, ему может стать очень неприятно от того, что он вольется в эту толпу, станет ее частью. На миг может возникнуть ощущение, что он совсем маленький, неотличимый от других, что его может легко потерять даже собственная мама. Постарайтесь сразу же найти ему пару среди будущих одноклассников - мальчика или девочку, подходящих по темпераменту и симпатичных ему. Пусть они возьмут друг друга за руки и вместе идут в класс, это обоим даст чувство защищенности.

2.      Учительница. Необходимо помнить, как ее зовут и убедиться, что ребенок это тоже знает. Привык ли он обращаться ко взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, просто повторите несколько раз имя учительницы, никогда не называйте ее безлично ("она", "учительница", "наш начальник" и т. д.). Познакомьте его с ней заранее. Детям нравятся разное - мальчики обычно предпочитают юных и красивых, девочки - полных и добрых. Вообще красота и полнота ассоциируется у детей с доброжелательностью. Если вам не очень понравилась преподавательница, то не демонстрируйте своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Если вы убеждены, что вашему детищу досталась сущая кикимора - не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, лучше подумайте о том, что это ваша промашка - ведь главное в начальной школе - именно учительница.

3.    Одежда. Часто ребенок впервые надевает новую одежду. Постарайтесь заранее все примерить, подогнать и дать ему в ней походить. Если в вашей школе принято носить форму - многие проблемы решаются сами собой. Если же дети одеты по-разному, важно, чтобы ваш ребенок нравился себе в новой одежке. Пусть полюбуется на себя перед зеркалом, услышит комплименты, оценит количество карманов. Одежда должна быть практичной и удобной, и в этом смысле, конечно, удобнее всего носить джинсы. Если девочка не носила раньше платьев, а вы именно так видите ее торжественный наряд, не советуем вам выпускать ее впервые в девичьем облике первого сентября. Она может стесняться голых ног, не знать, как двигаться, и вообще не нравиться себе. Не нужно создавать напряжения по такому пустяковому поводу. Выбирать одежду желательно заранее с ребенком, при его одобрении, заранее же примерить и дать ему походить, чтобы убедиться, что ничто не сваливается, и все застежки на месте.

4.  Еда. Многие дети так волнуются, что не могут хорошо позавтракать перед школой. Не стоит давить на детей в этот день. Поэтому постарайтесь приготовить на завтрак то, от чего ваш малыш никогда не откажется - возможно, ограничиться только фруктами. Если заставлять есть при отсутствии аппетита, легко закрепить рвотный рефлекс, который будет появляться при слове "школа". А лучше разбудить ребенка немного пораньше, чтобы он успел почувствовать голод.
Поинтересуйтесь, что дают детям на завтрак в школе. Если ему это не нравится, предупредите заранее, что даже в этом случае некрасиво вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.
                              

5.   Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, не является ли это помещение общим для мальчиков и девочек, горит ли там свет. Для многих детей проблема туалета представляется нерешаемой, и "промашки", совершенные в первый школьный день, могут иметь дальние последствия. Нередко дети, не ходившие в детский сад, испытывают шок от того, что естественные отправления можно совершать не в одиночестве. Ваша задача - предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Проследите, чтобы на нем была легко расстегивающаяся одежда, носовой платок и бумажные салфетки. Научите его правильно отпрашиваться в туалет и объясните, что это можно сделать и на уроке, хотя лучше, конечно, на перемене.

     Эти несложные советы реализовать очень легко. Не забудьте напутствовать ребенка добрым словом и приготовить для него дома небольшой подарок. Хорошо, если у вас останется на память об этом дне и фотография. Если же у вас не все прошло гладко - не отчаивайтесь, ребенок с благополучным детством вовсе не обязан полюбить школу с ее ограничениями сразу и навсегда. Сложности, возникающие на первом году обучения, - предмет для отдельной беседы.

                                         Психофизиологическая зрелость детей 6-7 лет

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

            Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

            По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

            Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.  Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником, и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

            Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

                                О чем еще надо помнить, когда ребенок делает уроки?

Очень важно решить, в каком порядке готовить задания: от более простых к сложным или наоборот. Для младших школьников желательно начинать с более сложных, потому что они быстро устают. А более сложными для них являются письменные задания. Бывает, что велик объем устных заданий: выучить наизусть стихотворение, запомнить большой новый материал, подготовить пересказ. Тогда сначала можно выполнить часть устных заданий, затем перейти к письменным занятиям, а потом повторить устные задания.

Итак, дорогие родители, посмотрите еще раз, от чего защищает вашего ребенка его организм:

- от требований, не соответствующих возможностям ребенка;

- от физического и психического переутомления;

- от предвестников стресса и стрессовых ситуаций.

Подумайте, стоит ли так сильно желать «добра» своему ребенку, перегружая его.

В начальных классах взрослые обычно помогают детям выполнять домашнее задание. У одних это получается хорошо. У других не получается вовсе. Почему?

Оказывается, есть 8 запретов для родителей.

Нельзя:
1.Раздражаться, кричать и обзывать ребёнка.

Часто родители не обладают достаточным терпением и не умеют доходчиво объяснять непонятый материал. В результате процесс выполнения уроков превращается в пытку. Если оценить последствия стресса для ребёнка, наверное, лучше двойка в дневнике, чем подобная «помощь».

2.Выполнять задания вместо ребёнка.

 В этом случае у ребёнка развивается чувство неуверенности в себе.
Со временем он станет думать, что вообще не способен чего-либо добиться без помощи. Или привыкнет решать свои проблемы за чужой счёт.

3.Усаживать ребёнка сразу же после школьных занятий или поздно вечером.
Любой ребёнок, независимо от возраста и темперамента, быстрее усваивает материал «на свежую голову». Приниматься за примеры нужно, предварительно отдохнув.

4.Заставлять заниматься в праздники.

Ничего, кроме отвращения к предмету и неприязни к себе, вы не добьётесь. Современные школьники и так подвергаются большим нагрузкам и устают к концу недели.

5.Использовать выполнение заданий в качестве наказания.

Иначе учёба будет ассоциироваться только с неприятными эмоциями и родительским гневом.

6.Демонстрировать пренебрежение к проблемам ребёнка.

Нельзя отказывать сыну или дочери в просьбе о помощи. Как бы ни были вы заняты, необходимо найти для этого время. Иначе дети станут скрытными и в последствии начнут относиться к вашим рекомендациям с недоверием.

7.Сравнивать ребёнка с другими детьми.

Ваш сын-гуманитарий при всём желании не сможет стать Васей Петровым, у которого по математике одни пятёрки. Максимум, чего вы добьётесь, - он начнёт тихо ненавидеть не только математику, но и Васю. А если ему постоянно твердить, что он такой же лентяй, как и Петя Васечкин, не удивляйтесь возросшему количеству двоек в дневнике.

8.Критиковать в присутствии ребёнка учителей или школу.
Непродуманные высказывания в адрес учителя (даже если он это заслуживает) могут не только вызвать у ребёнка пренебрежение к предмету, но и спровоцировать неуважительное поведение по отношению к педагогу.

 

Категория: Родителям | Добавил: Bezmou
Просмотров: 1238 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

 

Персональные сайты педагогов











Администрация сайта
Контактное лицо:
Михайлова Марина Александровна
org48@pskovedu.ru
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz