Готовность к школьному обучению Поступление
в школу – новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения
кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам
беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной
множеством требований, обязанностей и ограничений.
Насколько ребенок готов к таким переменам
в жизни зависит от уровня его общей школьной готовности. Что это значит?
Существуют три компонета школьной готовности: физиологический, педагогический, психологический.
Физиологический компонент подразумевает физическое созревание
организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму.
По данным физиологов, к 7 годам кора
больших полушарий является уже в знаичительной степени зрелой (что обеспечивает
возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные,
специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию
и контроль сложных форм психической деятельности у детей этого возраста еще не
завершили свое формирование, что проявляется в особенностях эмоциональной сферы
и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к
длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро
утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
В этом возрасте хорошо развиты крупные
мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег,
прыжки, лазание.… В то же время, мелкие мышцы кистей руки, обеспечивающие
точные движения при письме, развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам
так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.
Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические
упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению
позвоночника, деформации кисти пишущей руки.
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
интеллектуальная, эмоционально – волевая и личностная готовность.
Интеллектуальная готовность подразумевает:
-
высокий уровень развития наглядно – образного мышления,
т.е. умение рассуждать, делать выводы, обобщать материал заданный в рисунках или
графических изображениях. Подразумевается начальный уровень логического
мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющегося опыта,
информации, представлений.
-
На момент поступления в школу ребенок должен иметь
достаточный объем восприятия, внимания, памяти.
-
Речевое развитие должно соответствовать возрасту.
Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий, использовать речь для
изложения своих мыслей, суждений, построения полного высказывания с
использованием сложноподчиненных предложений.
Интеллектуальная
готовность содержит и такой компонент как обучаемость, т.е. умение усваивать
новую информацию при помощи взрослых. Успешное овладение новой информацией требует сформированности важнейших учебных
действий: планирование своей деятельности, умение выделять в потоке информации
основную задачу и превращать ее в цель деятельности.
Эмоционально – волевая регуляция
предполагает способность не отвлекаться и сосредоточенно работать в течение 15-
20 минут, сохранять удовлетворительную работоспособность в течение всего
учебного дня и в едином темпе со всем классом. (Данная способность может
завесить как от сформированности, так и от состояния здоровья ребенка).
Предполагается поведенческая саморегуляция: сдерживание
эмоций, двигательной активности, ответственность за свои поступки.
Личностная
готовность включает
мотивационную готовность, т.е. наличие интереса к интеллектуальной
деятельности, желание добиться успехов, узнать что – то новое. Далеко не каждый
ребенок, пришедший в школу, имеет учебную мотивации.
Личностная готовность подразумевает и
коммуникативную готовность: способность установить адекватные взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми; умение работать в группе, подчиняя свои желания
общим требованиям;
Ребенок должен обладать адекватной СО и
уровнем притязаний, владеть самоконтролем в различных ситуациях общения.
ЧТО
ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Прежде
всего успокоиться и понять, что все мы когда - то начинали.
-посмотрите на
своего ребенка со стороны и постарайтесь воспринять его таким, какой он есть;
-Спокойно
беседуйте со своим ребенком, создавая положительный эмоциональный настрой и
ощущение единства с ним:
*Расскажите о школе (не приукрашивая и не
стращая).
* Поговорите о возможных взаимоотношениях
со сверстниками и учителем
(не запугивая и не рисуя радужных картин).
*Вспомните
радостные минуты своего школьного
детства (свои огорчения)
*Постарайтесь вспомнить свои школьные
сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные эмоции).
*Расскажите, как приятно вам было идти в
школу (почему именно?).
-Постарайтесь
дать понять ребенку следующее:
«если тебе вдруг будет трудно, я тебе
обязательно помогу и обязательно тебя пойму. И мы вместе справимся со всеми
трудностями». Ведь для ребенка «первый раз - в школу». Все равно, что для
нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю,
а вдруг не пойму - тревога ожидания, настороженность.
Сегодня не менее серьезно надо говорить не
только о готовности к школе ребенка, но и его родителей.
Попробуйте ответить себе на следующие
вопросы:
Готовы ли Вы:
*создать дома
обстановку спокойствия и доброжелательности;
*встречать
ребенка из школы с улыбкой;
*не ругать и
не наказывать за ошибки и незнание;
*помочь, не
рассердившись;
*не кричать,
принимать спокойно все так, как есть;
*не обижать;
*не сравнивать
с другими своего ребенка;
*не наказывать
без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
В общем готовы ли Вы пожертвовать своими
привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
Если
Вы согласитесь добросовестно исполнять эти условия, то очень скоро
поймете на сколько тяжело ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации и
какие высокие требования ставят перед ним школа и родители.
Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
*Что он живет в дошкольном детстве:
мире игр и игрушек, мире свободного времени.
*Он не совсем
готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан».
Давайте отдых от внушений, во всяком случае от однообразных внушений.
Представьте, что, что с Вами будет, если
37 раз в сутки к Вам станут обращаться в повелительном тоне, 42 - в
увещевательном, 50 - в обвинительном! Цифры не преувеличены: таковы они в
среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками.
Ребенку нужен отдых не только от
приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний, нужен отдых и от каких
бы то ни было воздействий и обращений, нужно время от времени распоряжаться
собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без нее задохнется дух.
*Что его
работоспособность 15 - 20 минут, затем
нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Дайте ребенку время!
Примерно каждый второй из детей по тем или иным причинам не справляется с
темпами, требуемыми со стороны взрослых, и примерно каждый десятый явно
медлительнее остальных. Это может быть связано и с болезнью, но это может быть
связано с одаренностью. Такими недотепами были и маленький Пушкин, и маленький
Энштейн.
Каковы же основные признаки переутомления?
-Ухудшение
почерка;
-Увеличение
числа ошибок;
-Замедление
темпа речи;
-«Глупые»
ошибки;
-Рассеянность;
-Невнимательность;
-Плаксивость;
-Вялость;
-Раздражительность
и др.
Если это происходит дома, во время
приготовления домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на
что - то другое - приятное и полезное для ребенка.
*Учитывайте
состояние.
Спросим себя,
понимаем ли мы:
-Что первые
полчаса сна и пол часа перед сном во избежание нервных срывов никогда и ни у
кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;
-Что мальчик,
теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;
- Что знание,
принимаемое без радости, не усвоено.
*Что ему
непривычно будет «быть одним из многих». Здесь важно какую самооценку Вы
заложили в сознание ребенка: заниженную, завышенную или адекватную. Особые
трудности возникают у ребят, которые в детском саду считались достаточно
успешными (в играх, коллективной деятельности и т.д.) Привыкший быть лидером, в
школе очень часто не добивается той же позиции в коллективе. Результат -
огромное разочарование в школе.
Одним словом не внушайте нереального.
Самые глубокие пессимисты происходят из
детей, воспитанных пессимистически.
*Для того
чтобы ему спокойнее было первое время учиться, вы будете нужны ему рядом, как
никогда: проводить в школу, встречать, быть рядом, когда он делает уроки,
вместе гулять и т.д.
*Все
бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, одеждой...) попробуйте
«отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и
обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
*Вам нужно
будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно
возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить,
что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов». Учтите,
что дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших в основном действует
благотворно.
*Ребенок ждет
от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь вместе с ним разделить его радость.
Поделки ставьте на самое видное место. Тетради с похвалой учителя покажите всем
близким. Таким образом, вы дадите ребенку возможность почувствовать себя
счастливым и умеющим. Это важно, потому что начало школьного обучения является
для каждого ребенка сильным стрессом. У первоклассников в первые дни (недели)
посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушиться сон,
аппетит, повышается температура, обостряются хронические заболевания. Дети,
казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с
приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Только у одних он длится месяц, у других - одну четверть, у других -
растягивается на весь учебный год. многое зависит от индивидуальных
особенностей ребенка.
Процесс адаптации будет отслеживаться
психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит
изменения в настроении детей. Было бы идеальным вариантом, если бы Вы делились с педагогами и психологами школы
своими наблюдениями, мнением.
Остается пожелать всем нам:
«Каждый день с ребенком начинайте с
радостью, заканчивайте с миром.»
|