Детское воровство от 7 до 11 лет
В этом возрасте ребенку уже
небезразлично его место в группе сверстников, он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для
этого все доступные способы.
Огромное значение начинает
иметь внешность. Даже очень красивая девочка может оказаться непопулярной
среди сверстников, если ходит с «черноземом» под обкусанными ногтями. А детям
так хочется быть «самыми-самыми», чтобы
всем одноклассникам хотелось с ними дружить... Ведь они очень разные. Одни сильные и ловкие, но медленно усваивающие
знания. А другие — так называемые «ботаники», недостаточно развитые физически, зато очень умные,
знания схватывают «на лету». Есть и такие, кому удается все: и учатся на
«хорошо» и «отлично», и со спортом «дружат».
Вот и появляются новые
причины детского воровства, которые можно условно назвать «социальными».
Бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что он просто не думает ни о том, хорошо или плохо поступает, ни о
возможном наказании.
Чаще всего в этом возрасте кража
совершается для привлечения внимания сверстников.
У ребенка не складываются
отношения со сверстниками, и он может, взяв у родителей деньги, накупить
разных сластей и угостить друзей, получив внимание и признание, которые так
хотел и ждал. В таких случаях наказание не всегда приносит пользу. Гораздо
важнее, чтобы у родителей с ребенком состоялся разговор о недопустимости воровства,
о том, что такое собственность, но и этого недостаточно. Взрослые сами должны
понять, что воровство — не причина, а следствие проблемы. А причиной
могут оказаться неумение общаться, чрезмерная застенчивость, низкая самооценка.
Стоит поговорить о том, что такое дружба, как правильно знакомиться с
ребятами, как их заинтересовать. Еще лучше — рассказать о своих детских
проблемах в общении, проиграть соответствующие ситуации вместе с ребенком.
Например, можно устроить «домашний театр», в котором любимые игрушки (не менее
четырех персонажей) будут знакомиться друг с другом, дружить или не дружить.
В игре ребенку проще обсуждать черты характера, которые привлекают или
отталкивают, а значит, прийти к выводу, что нужно изменить в себе, чтобы другим
ребятам захотелось с ним дружить.
Разрушение положительных
эмоциональных связей как между родителями,
так и между родителями и ребенком,
может также стать причиной детского воровства.
В первом случае родители
сосуществуют в постоянных ссорах, и жизнь в такой семье напоминает существование на дремлющем вулкане. Вулкан то спит, то просыпается, и извержения можно ждать в любую минуту. Разумеется, ребенок по мере своих сил и
способностей постарается примирить родителей, а в результате и сам
может получить «под горячую руку». Внимания ребенку достается мало.
Детское воровство может быть просто способом привлечь к себе
внимание, в котором ребенок нуждается
настолько, что согласен даже на негативные
проявления родительского внимания.
Лучше пусть отчитают, чем не
заметят.
Часто родители используют ребенка как аргумент в споре, что
ничуть не лучше первого варианта. Ребенку приходится жить в постоянном
напряжении, страдая от конфликта между двумя самыми близкими ему людьми и
нестабильности в доме. В худшем случае он может очерстветь душой и научиться использовать
ситуацию в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя.
Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь
мир им должен. Им уделяется чрезмерное
внимание, и они становятся избалованными и привыкают к тому, что всем
их капризам по-
такают. Если же родители не
исполняют очередную прихоть такого ребенка, то тогда он просто берет то, что ему хочется, то есть ворует. И не считает
себя виноватым, ведь он привык, что все, чего ему хочется, ему тут же
приносят «на блюдечке».
Ребенок с самого своего
рождения познает мир и человеческие взаимоотношения.
Взрослый может как помочь ему, так и помешать. Каждый ребенок уникален и неповторим, и не существует универсального
всех болезней. Во всех случаях необходимо понять ребенка, услышать его
скрытые глубоко в душе переживания, вникнуть в их суть и никогда не ставить себя выше ребенка. Дети ждут
от нас внимания, любви и справедливости. Им необходимо слышать, как мы их
любим, и проводить как можно больше времени с папой и мамой, которые являются
для них примером во всем. В то же время дети ожидают, что мы накажем их, если
они сделают что-то плохое. Мы просто обязаны оказывать им доверие, если
хотим воспитать чувство ответственности.
В наши дни, когда, увы, процветает культ силы и денег, смешно надеяться,
что ребенок сам придет к правильным выводам и что все будет хорошо. Да, стремление
иметь материальные блага в той или иной степени свойственно нам всем. Если
верить большинству фильмов и даже некоторым мультфильмам, которые мы смотрим
по телевизору, то можно сделать только один вывод: очевидно, что, чем у нас
больше денег, машин, красивых вещей, тем больше мы сами значим в этом мире. Те
же акценты в большинстве случаев расставляет реклама, агрессивно вытесняющая все остальные ценности.
Если мы, родители, не
поможем ребенку правильно расставлять акценты, не привьем ему нормального
отношения к деньгам и имуществу, то может случиться, что ему не поможет уже
никто. Эта ответственность лежит на нас, и пытаться уйти от нее — то же
самое, что открыто заявить: «Мы ребенка родили, а дальше пусть за него кто
хочет, отвечает», то есть признать собственную незрелость и несостоятельность.
Но вот мы осознали всю меру своей
ответственности перед ребенком и перед
миром, и сразу возник другой
резонный вопрос: что делать?
Главное — научить ребенка
мыслить рационально, так, чтобы это стало для него естественным и привычным. Это
означает, что годам к 11 — 12 дети должны уметь самостоятельно оценивать все,
что их окружает, все, что предлагает им жизнь. Если папа с мамой предлагали
готовые решения и приучили их к такому образу жизни, они могут с легкостью
поддаться негативным влияниям, которые будут предлагаться окружающими людьми.
Знания не делают ребенка мудрым
автоматически. Можно быть отличником в школе и совершенно не разбираться в
жизни. Недостаточно дать детям информацию и оставить их с нею один на один.
Информация подобна полноводной реке, по которой один бодро плывет на байдарке,
найдя правильный ритм гребли, а другой барахтается, хватаясь за любую
соломинку, лишь бы удержаться на плаву. Третий же давным-давно пошел ко дну и
самостоятельно выплыть уже не в состоянии. Поэтому так важно, чтобы родители с
первых дней жизни воспитывали в своих
детях умение мыслить четко и рационально, оценивать все критически, не
принимая на веру. Особенно важно, чтобы дети к подростковому возрасту уже
умели бы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность и
привыкли бы к такому положению вещей.
В число умений, необходимых
для выживания в современной жизни, обязательно должно быть включено и умение
справляться с желанием чем-то обладать и что-то иметь.
Хорошо, если в семье есть традиция
совместного чтения. Обсуждение поступков героев, своего к нему
отношения помогает формировать оценки и суждения. В том числе и на тему
неприкосновенности чужой собственности.
Очень хорош метод
«поэтапного» чтения, когда после чтения фрагмента следует остановка и
ребенка просят высказать свое мнение. Потом читают следующий фрагмент и так
далее.
Прививайте ребенку оптимистический взгляд на мир, чтобы его не
пугали трудности. В том числе и финансовые.
Ребенок, который видит, что его
родители живут счастливо и пользуются уважением других людей, джипа и загородной виллы и одеваясь отнюдь
не «от Версаче», будет намного спокойнее относиться к уровню достатка. Наша задача — доказать ребенку на своем
примере, что если сегодня мы зарабатываем только на хлеб с маслом, то будем есть хлеб с маслом и
продолжать работать над тем, чтобы за нашим столом появилась не только
колбаса, но и деликатесы. И все у нас получится! Если он убедится в том, что
трудности и неудачи — явление временное, ему будет гораздо легче находить решения проблем и у него не будут
опускаться руки, когда что-то не будет получаться. |